Площанская Казанская икона Божией Матери
05.11.2012
Беседа с иеромонахом Диомидом (Кузьминым), преподавателем Брянского духовного училища …
Я рад, что ты побывала в Площанской пустыни, я и сам ее очень люблю, да и как и не любить, 23 года проведши.
А икона Царицы Небесной – пречудная и неизреченной доброты, от одного на неё зрения нельзя не придти в умиление.
Преп. Макарий Оптинский

После обретения Казанской иконы Божией Матери в XVI веке с неё стали делать множество списков, которые расходились по городам и тоже прославлялись чудесами. В месяцеслове упоминается шестнадцать чудотворных списков Казанской иконы Богородицы, но чтимых Казанских икон, конечно, гораздо больше. Некоторые из них почитаются только местными прихожанами, к другим приезжают паломники со всех концов России. Одна из таких икон находится в Казанской Богородицкой Площанской пустыни в Брянской области.
Лик Богородицы на Площанской иконе заметно отличается от Её изображения на других Казанских иконах. Он написан в более натуралистичной манере, а черты лица несколько непропорциональны. Взор Божией Матери глубок и печален, и в то же время в нём читается ласковая улыбка.
Площанская обитель не входит в число самых известных русских монастырей, хотя многое роднит её со знаменитой Оптиной пустынью. С середины XVIII века в Площанском монастыре подвизались старцы. Среди них был отец Василий (Кишкин) — последователь преподобного Паисия Величковского,святые Макарий и Лев Оптинские. Некоторое время в обители жил молодой послушник Димитрий Александрович Брянчанинов – будущий святитель Игнатий. Последним площанским старцем был блаженный Герман, который после революции претерпел гонения, но продолжал окормлять духовных детей даже в психиатрической больнице.
И всё-таки краса и слава Площанской пустыни — это Казанская икона Божией Матери. В честь неё монастырь и получил свой название: Казанский Богородицкий. Об этой святыне рассказывает иеромонах Диомид (Кузьмин), преподаватель Брянского духовного училища.

—
Отец Диомид, Площанская пустынь — монастырь очень древний. Всегда ли он был посвящён Казанской иконе Божией Матери? — Первые документальные сведения о монастыре относятся в концу XVI века. Ранее, до Смутного времени, он был посвящен святителю Николаю Чудотворцу.
—
А на монастыре как-то отразились события Смутного времени? — Монастырь был разрушен войском Лжедимитрия. Остались одни развалины, которые, как гласит легенда, увидели новые насельники, пришедшие из Киевских пещер – иеромонах Прокопий Гречанин с учениками.
—
Список Казанской иконы Божией Матери был подарен монастырю царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Какими чудесами прославился этот образ? Какова его дальнейшая судьба? — Первым чудесным событием от подаренной царем Михаилом иконы стало таинственное обретение ее на сосне, когда братия утомилась от трудов и заснула. Это место на старинных картах было обозначено как урочище Святая сосна. Расположено оно в версте от самой обители. Много чудес было от иконы во время болезней таких, как эпидемия холеры в 1847 году в Севске и в 1848 году в Брянске. Были чудеса при нашествии саранчи в Брасово, при пожарах в монастыре и соседних селах. В 1925 году решением советской власти икона была передана обновленческому приходу в Севске, и в годы войны следы ее затерялись.
—
Могла ли утраченная Площанская икона быть непосредственном списком с чудотворного образа, явленного в XVI веке в Казани? — Думается, что это был список, выполненный в Оружейной палате Кремля. Возможно, и с этого чудотворного образа!
—
А когда была написана Площанская Казанская икона Богородицы, которая почитается в монастыре сегодня? — Этот список с Площанской иконы был сделан в 50-е годы XIX века монахом, а впоследствии иеромонахом Савватием. Этим же иконописцем написан образ, подаренный великому князю Михаилу Александровичу, который ныне хранится в храме святого Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Жители Петербурга давно почитают этот список! Об этом написана замечательная книга игумена Митрофана (Баданина).

—
Отец Диомид, а какие ещё святыни есть в Площанской пустыни? — В обители хранятся святые останки старца Василия Площанского, учителя Оптинских старцев, который при жизни почитался святым. Перед его подвигом преклонялись братия множества монастырей юго-западной России, в жизни которых он принимал непосредственное участие.
—
Канонизирован ли последний площанский старец, отец Герман?
— Для канонизации старца Германа требуются архивные документы, которые мы пока не в состоянии отыскать, неизвестна даже дата его кончины. Однако поиски таких документов ведутся.
—
Много ли паломников приезжает в Площанскую пустынь в праздник «осенней» Казанской иконы Божией Матери? — Всех паломников в этот день монастырский храм вместить не может, люди стоят и слушают Божественную службу снаружи. Поэтому у братии есть огромное желание восстановить соборный храм в честь Казанской иконы, разрушенный в 60-е годы ХХ века.
—
А много ли у монастыря прихожан среди местных жителей?
— Потомственными прихожанами обители являются жители села Крупец и окрестных деревень, а в новое время ими стали жители поселка Локоть и других селений района.
Беседовала Ольга Надпорожская